Travellife

Путешевствуй с нами

"Два озера, Балхаш-Алаколь" сложным маршрутом

Маршрут: Алматы - Сарыозек - Балык-Би - Уштобе - Копбирлик - Уштобе - Молалы - Лепсы - Коктума - Ушарал - Сарканд - Тылдыкорган - Алматы. Общая протяженность: 1900 км.
Дело было в отпуске в Июле 2011 года. Цель была посетить два озера Балхаш и Алаколь но совершенно необычным маршрутом - в обход привычных всеми дорог.

Маршрут был заранее запланирован следующий Вышло что пришлось вернуться с Копберлика в Уштобе. Планировали дозаправится в Копберлике и махнуть вдоль берега до Лепсов там км 150 где то напрямую но увидев тамошнее покрытие из солончаков и болот (даже гравийками там непахло) решили в одиночку так не рисковать. Но обо всём позже. Карта нашего маршрута

Цель посмотреть один из самых отдаленных поселков в области (210 км от ближайшего населенного пункта города Уштобе) и посетить два наших знаменитых озера мелководный, но очень теплый Балхаш (с его соленой стороны поселок Лепсы) и холодный Алаколь между гор. Проехать при этом через пустыню Сарыесик-Атырау, а затем для контраста через горный и безлюдный перевал перед Алаколем. Т.к. к поездке готовились давно было заранее собрано и куплено всё. Палатка-кариматы, спальники, стулья, две горелки с упаковкой балонов, запаску повесил на калитку. В общем много всего что должно пригодиться в поездке на большие расстояния. Из продуктов было куплено все кроме овощей их думали закупить по дороге. Ну и много-много воды - все таки пустыня будет нас сопровождать следующие 70% пути - 24. Литра питьевой Воды Выехали с Города в воскресенье утром. Сразу же на выезде меня хлопнули гайцы на тонировке, пришлось расчехлится и содрать "колхузную" тонировку бывших владельцев. Поехали дальше по капчагайской трассе. Проехали Капчагай - местный Лас-вегас с десятками казино перенесенных с Алматы, вход платный но все что внутри за счет заведения. Замечю что второй раз гайцы меня хлопнули на радар уже за Сарыозеком на спуске с холмов. Опять чехлиться ((Более мы их не встречали.
Перед Сарыозеком встретили группу из трех Гелендвагенов G500 с чешскими номерами и логотипами чешского G-клуба. Европейцы активно нам махали и говорили типа отличные у нас всех машины.
Заехали в Сарыозек - небольшой городок перед въездом в Национальный парк Алтын Емель. В городе - закупаемся тем что забыли, а забыли мы овощи купить в дорогу, элементарно картошку, лук - марковку. Город довольно оживленный - но фрукты-овощи оказались крайне дорогие. Потому что своих нет и завоз идет с Алматы, соответственно цены с накруткой. . Заправили снова бак до горловину и двинули в сторону Уштобе через поселок Балык-Би Сарыозек - городок На перед въездом в национальный парк Алтын Емель Сразу за Балык-би на развилке где дорога уходит на Талдыкорган мы поехали прямо и скоро выехали из жилой зоны по асфальту переходящему в проселок. Через 20 км препятствие, строят мост через реку Тентек - единственный быстрый проезд вброд или искать объезд как все легковухи которые ехали за нами. Зато потом выехали на идеально ровную - совсем новую и совершенно пустую дорогу. Вот там я выжал хорошо педальку! делов ТО Перед уштобе Немного заблудились. Уперлись в железнодорождую насыпть в каком то на тот момент неопределенном поселке. Навигатор говорит что дороги там нету. Пришлось обращаться к местным. Остановил русского мужика - которы с трудом на русском мне объяснил как объехать ЖД насыпь. Подъехали к Уштобе. Последняя заправка была ещё перед Сарыозеком а в багажнике лежали НЗ 60 литров алматинского бензина. В городе поразили цены на топливо! Там нарушались все возможные законые. При том что 102 была зафиксированная цена - на Гелиосе бензин стоил 115 тенге литр 92-го. Я тогда даже заправляться не стал. Заскочили на базарчик порадовали себя Тандемом с мороженным и в путь. В сумую глушь - как оказалось там была действительно самая глушь из глуши! Расстояние от Уштобе до Копберлика 210 км (это как Алматы-Баканас 1 в 1) при этом на всем протяжении дороги мы никого невстретили. Кроме дорожных рабочих на 120 км дороги. Вот уж кого а их я там встретить не ожидал! А там временем жара в пустыне давала о себе знать! Уже 400 км за день по летнему солнцепеку и ещё не меньше 140 км ехать впереди. Та самая дорога в самом её начале. Тут ДАЖЕ стобы Линии передач ЕСТЬ Съехали с Дороги в поисках Выхода нА Каратал. Но покатавшись по пустыне вернулись на трассу так и ненайдя спуска к жутко мутной воде Каратала. В пустыне нашли много стреляных патронов с гладкоствольных ружей. Видать в такую ​​даль сюда охотники приезжают. Сам Каратал бежит среди песков Сарыесик-Атырау. Такая же мрачная как и сама пустыня - туда даже ногу сунуть страшно - немало народу затянула пустынная река. Вообще если брать выше то у истока он не менее коварен - переводится с казахского "черная ива". Протекает через такие города как Текели и Талдыкорган. Наконец я увидел за камышом мост! Ура мы уже у цели. Пофотались на мосту и решили поискать бензин в первом же поселке. Каратал вид с моста за 40 км до места впадения в Балхаш. Мост через Каратал под Копберликом 510 км от Алматы Единственный Мост через Каратал ПОСЛЕ Уштобе. Без него 3 мелких поселка отрежет от цивилизации. В брод эту реку ниодной машине не переехать. Песок очень тягучий стоит поставить ногу как её будто засасывает в него! В поселке первое что увидели это новая отстроеная школа. Она там одна на все 3 поселка. Второй поселок честно назвать поселком то сложно - в нем домов штук около 10-ти. Подъехали к первому же - спросили про бензин. Хозяин говорт тут нету нада в Копберлик ехать. Это ещё 40 км севренее перед камышом у берега Балхаша!










Дорога в Копберлик хуже придумать даже в кошмаре нельзя. Все 40 км танковая гребенка. Наверное тут ходовку делают каждые 2 месяца. Солончаков там великое множество но чтоб сфотографировать нужно было лезть в дебри. А время шло к ночи - пора было искать ночлег. Вообще солончак это прикольная и в тоже время страшное для авто штука. Захав туда можно там остаться надолго пока не придет помощь, а искать трактор в этом поселке небыло никакого желания учитывая что весь поселок был просто пьян.

Солончак под Копберликом.
Край географии с большой буквы. Полторы тысячи человек в радиусе 230 км. Это сильно! Прошелся по домам в поселке - поинтересовался про бензин. Какой то космос - 150 тенге за литр 80 го который выдавали за 92-й. Думаю нестоит брать. У меня ещё 60 литров в багажнике - живыми вернемся с пустыни это точно. Тут ещё подеъехали местные - человека 4 на Ниве - пьяные в усмерть. Вообще водка-самогон там походу напиток № 1. Я кроме детей в поселке ниодного трезвого мужика невидел. Ну участковый наверное только - он меня на Нексии встретил прям на въезде в поселок с глазами с бильярдный шар. Не каждый день приезжает Гелендвагены к ним. Сначала мы выехали с поселка и двинули вдоль камыша ищя место с выходом на озеро. Проехав километра 3-4 вдоль берега мы так ничего и ненашли. А дорога без того опасная становилась все более болотистой. По сути в районе поселка берег Балхаша представляет собой камыш который углубляется метров на 200 вглубь озера и воды не видно вообще. Кроме как лодкой недобраться до воды. А тут уже комары жрали как сволочи. Тут ещё я чуть незакопался в солончаке. Всё поедем в устье Каратала искать ночлег и вернулись в поселок. Как писал ранее в поселке трезвые были только дети. Да и в такую ​​глушь редко люди приезжают - на нас смотрели как на инопланетян! Пьяная-припьяная компашка на Ниве упорно пыталась на помочь - мы были вынуждены покинуть поселок и венуться к мосту через Каратал. Снова зубодробильная дорога - рулевая убивается хорошо (моя что интересно выдержала почти напофиг).

Въезд в отдаленный поселок Копберлик Типичный дом в Копберлике - у всех есть спутниковые антенны

Заночевали на берегу Каратала в 30 км от места впадения в озеро Балхаш, походил я по нему чувство будто ходишь по глиняной жижи, ну так оно и есть. Ноги просто тонут. Зато в дебрях в далеке от людей мы с женой просто срубились в поставленой засветло палатке! Была просто шикарная тишина. Иногда нарушаемая каким то мотоциклом в поселке в 1 км от нашего места ночьлега.
Утренюю тишину и покой, нарушил рой комаров, разбудив меня ни свет ни заря. Гул стоят ещё тот! Встал пошёл рыбу ловить. Типа удочку достаю НО чето Совсем глухо БЫЛО. Даже клева небыло. Походу завтрак с рыбой отменялся! Местные хорошо постарались вылавливая её в нерест!



Утром стоянка На берегу Каратала Через час Увидел рыбака, осматривал на лодке все свои закиды. Ничего не вытащил. Подъехал нам. Поговорили. По русски что интересно разговаривают почти все - кроме детей. С ними говорил частично на казахском как мог по школьной програмы - они улыбались. Рыбак рассказал что рыбы давно нету уже в реке. Так для галочки объезжает в надежде на чудо. Попращались. Сели завтракать. Попекли картошку на углях, вскипятили чайник. Собрали палатку и решили нада ехать на Лепсы! И назад через Уштобе. Повесил запаску на калитку погрузились и вперед. Первый завтрак в поездке

Дорога назад была такая же "интересная" как и туда. Неменяющаяся пустыня - ещё к утру не успевшая
нагреться. снова 210 км по жаре.
Каратал в 80 км от впадения в Балхаш - мутный, грязный и очень опасный как болото только течет

Фото на память в пустыне Сарыесик Атырау Заехали в Уштобе. Первым делом на АЗС бак полный залили по 115 тенге. Далее на уже знакомый базарчик - закупаемся вредными гадостями, мороженое-газировка. Решили что в объезд назад непоедем. Срежем путь снова через пустыню. Тем более карта говорила что там дорога областного значения. Поехали через поселок Молалы. Навигатор показывает что мы НИГДЕ - пустыня во круг, а карта говорит обратно типа дорога областного значения - грунтовка временами переходящая в песок и с крутыми подъемами. Суровые у нас дороги в области. Ну помучались мы немного. Зато срезали сотнй полторы километров если бы поехали через трассу Алматы-Талдык. Ехали строго вдоль ЖД путей. В одном месте нам посигналил приветливо поезд мы как смогли помахали ему. Я продолжал офигевать от дороги - кое где машина даже буксовала на заднем приводе. Ах хорошая областная дорога. Поселок Молалы находится посреди пустыни. С одной стороны битый асфальт с другой по песку приехали мы. В поселдке одна достопримечательность - типа нефтехранилища - на фото. Как в "белом солнце пустыни" - только откуда там нефть) Сделали фото на память и дальше к цели?.
Пустыня, нефтебаза в поселке Молалы
Первое что увидели на асфальте это поля подсолнуха в пустыне. Жена выскочила пофотаться с ними не каждый день так)) Поле подсолнухов за поселком Молалы Пейзаж менялся Очень Быстро Пока МЫ доехали До трассы Талдыкорган - Лепсы. Пошел асфальт причем очень хороший. Дорога сильно утомила - уже 900 км за сутки в пути, непростое испытание для меня и машины по жаре переваливавшей там за 40 градусов. Ждем недождемся залезть в воду - остудиться! Причем отрезок между местом где мы на трассу выехали и лепсами получился дико тяжелым и обнообразным. Наверное никогда мне так нехотелось залезть в воду как тогда. Уже считал километра до озера. Оставили в стороне Матай и через некоторое время появился на горизонте поселок Лепсы. ! Заскочив в магазин КАК Дикие набрали очередных гадостей вредных И двинули На море Наконец Балхаш - за Лепсами. Теплый-теплый - даже горячий. И никого. Идеальное место для дикого отдыха. Ближайшая зона в нескольких километрах и та по сравнению с капчагайскими почти пустая. Лишь днем приезжали местные купаться. Такого спокойствия давно небыло. Лучшие три дня в моей жизни - точно говорю!


ЗДЕСЬ МЫ проверил Две Лучшие в Жизни Ночи в полном спокойствии Под звездным небом

Натягиваем палатку
Купили в Лепсах Арбуз в тридорого
Закат На Балхаше Поставили палатку И кинулись купаться! Погода была сказка. А вода просто молоко! После передохнув походили по округи собрали дров на костер. Костерок чтоб вечером БЫЛ Вечером пришли местные с огромной длинной браконьерской сетью И ушли в море собирать Урожай. Я же постоял с удочкой - выловил одну рыбину и пошёл спать. Комары жрали только так но я уже поселе Каратала не сильно парился об этом. Следующий день оказался очень жарким мы проспали под тентом иногда купались. Но уже было охота ехать дальше на Алаколь. Утром третьего дня позавтракали - искупались И двинули в Путь Тут МЫ тоже решили поехать короткой Дорогой. Заправившись какой то ослинной мочей в Лепсах (так что пальцы тарабанили на Мерседесе) мы выехали на очередную совершенно пустую полуразрушеную дорогу. Также идущую через пустыню. И опять 2,5 часа ниодной машинки навстречу и никаких поселоков-домов вокруг. Пока непоказались мельницы и поля. Всё пустыня кончилась. Въезжаем в Кабанбай а за ним сразу идет трасса Алматы-Ушарал. . ВсЕ Цивилизация ВЕРНУЛАСЬ ТАКИЕ строения в полях около Кабанбая Полегла тонна саранчи - дома Долго возился Пока НЕ очистил ВСЕ НО И тут МЫ Снова срезаем Путь. И находим очередной пустынный маршрут. Вместо тоно чтоб повернуть на Кабанбае налево мы уходим прямо на Осиновку. А за ней нам предстоит горый маршрут и опять таки в гордом одиночистве. Проехав все поселки мы поднимается на высоту около 2 км и тут нас накрывает сильнейшим ливнем. С вершины видим уже Алаколь. Всё вниз нада в Коктуму. Дорога через горы На озеро Алаколь Река Лепсы (к поселку отношения не имеет) Тоже встретили по Дороге в одном из поселков предгорных На вершине перевала перед спуском к. Алаколю Очень безлюдное место. . За полтора часа Там невстретили ниодной машины Река - Уже Непомню Название Спустись Вниз. . Дорога Пере Коктумой тоже НЕ ахти НО МЫ Много повидали за эти дни И НЕ Сильно расстроились Алаколь - полная противоположность Балхашу. Глубоко-холодно и более солено. Но в этом тоже свой ​​кайф. Пляж весь в черном мелком камушке - очень оригинально. На заднем приводе проехать по нему не вышло начал вязнуть - на передке пошел хорошо! Боялся только что бензин кончится - т.к. последний раз заливался ещё на Балхаше, а дорога за эти полдня была км 350 частично по горной гравийке и ближайшая АЗС только в Ушарале в 85 км и три канистры давно опустели - я ими страшный поселковый бензин разбавлял. А вообще уже прошли в районе 1200 км за 4 дня. Причем дороги были просто Ахтунг! Сколько мы не наслышали про обилие всякой живности в районе озера - но кроме одной ящерецы и миллиарда голодных комаров никого невстретили, ах да змею в кустах видели. Кстати комары были везде - где бы мы незаночевали. Спасал только крем и грызли в основном ноги т.к. их было лень мазать. Вечер получился шикартый. Радуга после проливного дождя, лунная дорожка по озеру. Романтика. Ночью началась совсем романтика. Бешеный ураган догнал нас - проснулись от того что палатка лежала у нас на лице. Ну сами понимаете спать когда все вокруг шелестит и нагибается очень сложно. Но че делать пришлось засыпать. Утром обнаружилось что одну поперечину палатки сломало. Было решено после до обеда выезжать с озера тем более погода снова портилась и насколько слышла на Балхаше тоже начался ураган. В плане было сначала у Ушарал залиться бензином и далее уже по основной трассе в строну дома через Сарканд. Само озеро Алаколь Ужин На Алаколе



















Назад возвращались через старых знакомых семьй жены в Сарканде. Небольшой такой городок с несколькими светафорами и домами приемущественно частным сектором. Полдня погостили в казахской семье, откормили нас как полагается по полной программе пока весь юешбармак с казы не съел из застола не выпускали :)
Выехали на трассу Ушарал-Алматы. По пути проехали через печально известный поселок Кызылагаш который смыло проравшейся дамбой несколько лет назад. Теперь его отстроили заново и все дома как под копирку получились. . НО Главное людям ЕСТЬ Где жить
Проехали через Талдыкорган - уже на выезде заправили на оставшиеся деньги бензина, прождав пока с АЗС уедут инкасаторы. И уже по ночи двинули последний 250 километровый отрезок пути домой. Я срубался уже. Весь день в дороге. Считал километры домой.
В городе были в 2 часа ночи. Всё поездка окончилась!

Верблюды Под Коктумой На обратной Дороге тоже Нашли Подсолнухи И Один сперли Подсолнух Поле странных Цветов за Ушаралом





Немного статистики. За 5 дневное путешевствие проехал 1950 км из них более 200 км по гравийке остальное разбитый асфальт. На бензин потрачено 150 $ -. Что считаю не таким плохим результатом учитывая что цены на бензу балансировали между 102 и 150 тенге за литр
Машина порадовала - тем что довезла и привезла назад без каких либо проблем, ничего в дороге не сломалось несмотря на разные в т . ч. сложные покрытия дорог. Но главное вместимость! Она выше всяких похвал. Высокий потолок и гигантский багажник. Я его даже наполовину незабил шмотками. Даже в экспедиционном багажнике пока нужды нет. (Но сейчас он стоит)
Отпуск потрачен невпустую и он наверное лучший в моей жизни! У нас чище и пейзажи ничуть не хуже чем в Турции какой нибудь.

Автор текста и фото: Иван Ивасенко/Ivan Ivassenko